Оксфордские дебаты об эволюции и их значение в истории науки

Рассказываем об известных Оксфордских дебатах об эволюции в 1860 году, участником которых был ученый

Оксфордские дебаты об эволюции и их значение в истории науки

Томас Генри Хаксли

4 мая 1825 года родился Томас Генри Хаксли –
английский зоолог, биолог, антрополог и популяризатор
науки, специализирующийся на сравнительной
анатомии. Ученый известен как «Бульдог Дарвина» за
свою активную поддержку теории эволюции Чарльза
Дарвина. 

История знаменитых дебатов Хаксли в 1860
году с британским религиозным деятелем Сэмюэлем
Уилберфорсом была ключевым моментом в более широком принятии
теории эволюции и в его собственной карьере. 

Хаксли планировал покинуть Оксфорд накануне, но после
встречи с Робертом Чемберсом, автором
«Следов естественной истории творения», он передумал и
решил присоединиться к дискуссии. Уилберфорса
тренировал английский зоолог и палеонтолог Ричард Оуэн, с
которым Хаксли тоже спорил о том, тесно ли люди связаны с
обезьянами.

Многие из противников теории Дарвина были уважаемыми людьми
науки: Ричард Оуэн был одним из самых влиятельных британских
биологов своего поколения; Адам Седжвик был
ведущим геологом; Уилберфорс был членом
Королевского общества. 

Томас Хаксли, один из небольшой группы, с которой Дарвин
поделился своей теорией перед публикацией, стал главным публичным
поборником эволюции. В декабре 1859 года он
написал благоприятный обзор «Происхождения » в «Таймс».
Реакция на обзор многих православных церковников была враждебной.

Известные дебаты проходили в музее Оксфордского
университета в Оксфорде 30 июня 1860 года,
через семь месяцев после публикации научной работы
Чарльза Дарвина «Происхождение видов путём естественного
отбора». Хотя Хаксли и Уилберфорс были не единственными
участниками дискуссии, сообщалось, что они являлись двумя
доминирующими партиями. В дискуссии помимо Хаксли и
Уилберфорса принимали участие несколько выдающихся
британских ученых:  английский ботаник, путешественник
Джозеф Долтон Гукер и метеоролог Роберт Фицрой.

Оксфордские дебаты об эволюции и их значение в истории науки

Сэмюэль Уилберфорс

Этот спор лучше всего запомнился сегодня жарким обменом
репликами, в ходе которого Уилберфорс якобы спросил Хаксли, через
его дедушку или бабушку он утверждает, что происходит от
обезьяны. Говорят, что Хаксли ответил, что он не постыдился бы
иметь обезьяну в качестве своего предка, но ему было бы стыдно
быть связанным с человеком, который использовал свой великий дар,
чтобы скрыть истину.

Один из очевидцев предполагает, что вопрос Уилберфорса к Хаксли
мог заключаться в том, что «может ли  человек быть
настолько влюблен в этот так называемый закон или гипотезу, чтобы
ликовать по поводу того, что его прапрадед был обезьяной или
гориллой?
В то время как другой предполагает, что Хаксли,
возможно, ответил: «для него нет большого значения, можно ли
назвать его дедушку обезьяной или нет».

Никакого стенографического отчета о прениях не существует, кроме
как значительная неопределенность относительно того, что на самом
деле говорили Хаксли и Уилберфорс. Дискуссия положила начало
ожесточенному трехлетнему спору между Оуэном и Хаксли о
происхождении человека, который завершился поражением Оуэна и его
сторонников. 

Одним из следствий этих дебатов было то, что благодаря
публикациям в газетах и периодических изданиях Гексли стал
чрезвычайно заметен среди образованных людей. Еще одно
последствие: общество осознало важность публичных
дебатов. Третий эффект состоял в том, чтобы обратить
внимание на то, что дарвинистские идеи не так-то просто
отвергнуть: напротив, они будут энергично отстаиваться против
ортодоксального авторитета. Четвертое следствие было косвенным:
как и опасался Уилберфорс, защита эволюции действительно
подрывала веру в Ветхий Завет, особенно в Книгу Бытия. Таким
образом, как со стороны науки, так и со стороны религии, дебаты
были важны, и их исход значителен.

Источник: scientificrussia.ru