
Идея состоит в унификации системы управления энергией на основе беспроводной передачи, одновременной беспроводной передачи информации и энергии и схем сбора энергии самоинтерференции в системах связи с полнодуплексным режимом
  Ученые Томского политехнического университета совместно с
  коллегами из Катарского университета и филиала Техасского
  университета A&M в Катаре разработали схему передачи энергии
  и данных на беспилотные летательные аппараты (БПЛА), которая
  позволит эффективно использовать дроны в сетях связи нового
  поколения 5G.
  Международный проект Self-Energised UAV-assisted Communications for 5G Wireless Networks возглавляет
  профессор научно-образовательного центра «Автоматизация и
  информационные технологии» ТПУ Налин Джаякоди. По его словам,
  одной из ключевых проблем в сфере телекоммуникаций и создания
  сетей нового поколения является энергоэффективность. Участники
  научного коллектива исследуют возможности использования
  беспилотников для обеспечения беспроводной связи. В частности,
  разработан алгоритм оптимизации профиля траектории полета БПЛА на
  дальние расстояния, обеспечивающий постоянный сбор энергии и
  передачу информации.
  «Ограничения в подаче энергии влияют на производительность и
  эффективность системы. Для решения этой проблемы необходимо
  оптимизировать управление подачей энергии на БПЛА, чтобы
  ограничения источника питания не сокращали длительность полета
  аппарата. Традиционные механизмы сбора энергии солнца и ветра
  могут приводить к существенному увеличению веса БПЛА из-за
  установки дополнительного блока», — поясняют ученые.
  Идея, которую предложили политехники, состоит в унификации
  системы управления энергией на основе беспроводной передачи
  (WPT), одновременной беспроводной передачи информации и энергии
  (SWIPT) и схем сбора энергии самоинтерференции в системах связи с
  полнодуплексным режимом (full duplex). Беспилотники используются
  в качестве вспомогательного канала связи для приема и передачи
  данных мобильным пользователям в режиме full duplex.
  Радиочастотный механизм сбора энергии предлагает современное
  решение проблемы ограничения источника питания БПЛА. Для снижения
  вероятности перебоев и повышения энергоэффективности беспилотника
  исследователи оптимизировали чувствительность и передаваемую
  мощность аппарата.
  «Беспилотные летательные аппараты активно рассматриваются как
  технология для обеспечения 5G и выступают в качестве
  промежуточного приемопередающего модуля для бесперебойной
  связи  высокого качества. По сравнению с полудуплексным
  каналом полнодуплексная связь интенсивно использует спектральные
  ресурсы, увеличивая пропускную способность сети. Предложенная
  нами коммуникационная схема на БПЛА работает в полнодуплексном
  режиме, что значительно улучшает работу системы в целом», —
  говорит Налин Джаякоди.
  Участник проектной группы, инженер-исследователь отделения
  информационных технологий ТПУ Таринду Перера добавляет, что
  вопрос коммуникации между двумя отдаленными мобильными узлами —
  это новое перспективное направление, которое стало возможным
  благодаря интернету вещей. БПЛА и станции воздушного базирования
  (ABSs) с недавнего времени стали областью особого внимания
  инженеров и исследователей из-за увеличивающейся потребности
  пользователей в высокой скорости передачи данных. ABSs необходимы
  при обслуживании любого рода массовых мероприятиях, где большим
  группам людей требуется высокоскоростная передача данных.
  «Кроме того, низкая стоимость, гибкость в использовании и высокая
  степень мобильности — все это преимущества систем на БПЛА по
  сравнению со стационарными наземными базовыми станциями. Все это
  способствует использованию БПЛА в беспроводных системах
  коммуникаций для надежного обеспечения мероприятий в сфере
  управления катастрофами, общественной безопасности, спасательных
  операций и других», — подчеркивает молодой ученый.
  Исследование поддержано индийским фондом SPARC, Министерством
  развития гуманитарных ресурсов Индии, Национальным
  исследовательским фондом Катара и программой повышения
  конкурентоспособности ТПУ.
Иллюстрация: схема предложенной системы
Источник: scientificrussia.ru


 
                     
                    