Усть-Цильма бережёт древнюю Русь

Сохранить историческую память и народные традиции северных поморцев (нижнепечерских староверов), представляющих собой уникальное явление русского культурного достояния – главная задача ученых-этнографов Коми НЦ УрО РАН

Сохранить историческую память и
народные традиции
 северных поморцев
(нижнепечерских староверов), представляющих собой уникальное
явление русского культурного достояния – главная задача
ученых-этнографов Коми НЦ УрО РАН.

Силами отечественного народоведения собраны документальные
свидетельства, составляющие духовный пласт национальной культуры.
Материалы фольклора, обрядовых действий и верований выявляют
уникальные черты народного наследия. Среди них особое место
отводится севернорусским традициям (нынешняя территория
Архангельской области и Республики Коми).

Крестьянский слой Европейского Северо-Востока сосредоточил в себе
русскую культуру, которую во времена политических и
социально-экономических реформ 20-го столетия считали пережитком
вековой отсталости. Как следствие, произошло отчуждение между
поколениями и прекратилась преемственность народных знаний, что
привело к потере семейных традиций. Сегодня в России существуют
конфессии, которые сберегли старорусскую религиозную традицию и
культуру. Образцом такой традиционной устойчивости является
старообрядчество. В начале 18 века территорию Русского Севера
заселяли поморцы – конфессия старообрядцев-беспоповцев,
староверов Поморского согласия. Теперь древлеправославие, в том
числе и печерских староверов, признается экспертами как особое
явление российской религиозной и социально-культурной истории.

Изучая духовные традиции старообрядческих семей, ученые-этнографы
Коми НЦ УрО РАН развивают идею национально-культурного
возрождения страны. Так, сыктывкарские исследователи
рассматривают самобытную культуру Усть-Цильмы (село в Республике
Коми, расположенное в бассейне реки Печоры). Знакомство с бытовым
укладом, народным творчеством, древнерусским языком,
традиционными костюмами помогает понять феномен духовной культуры
староверов. Кроме того, внимание специалистов уделяется
религиозным традициям. Например, научный интерес лежит в области
изучения технологии и стиля икон, связанного с реконструкцией
  молельного иконостаса.

Усть-Цильма бережёт древнюю Русь

Татьяна Ивановна Дронова– доктор исторических наук, главный научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН (г. Сыктывкар)

Татьяна Ивановна Дронова – доктор исторических
наук, главный научный сотрудник сектора этнографии Института
языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН (г. Сыктывкар) –
рассказала, чем вызван этнографический интерес к
истории  Усть-Цильмы и почему важно приобщаться  к
народному наследию предков.

«В настоящее время в российском обществе актуализируется проблема
сохранения культурных традиций и исторической памяти, которая, по
мнению ряда учёных, имеет прямое отношение к системе
жизнеобеспечения и национальной безопасности. Высказываемые в
интеллектуальных кругах опасения по поводу духовного кризиса,
который переживает страна, имеют под собой реальные основания. XX
век был богат на различные социально-экономические и политические
эксперименты. В настоящее время изучение народоведения направлено
не только на выявление культурных особенностей, но и на изучение
адаптационных механизмов, позволивших сохранить национальные
культуры. Особенно актуально это для старообрядческого движения,
выработавшего способность воспроизводства в постоянно
изменяющейся и, как правило, агрессивной социально-экономической
и культурной среде. Необходимость пристального изучения
адаптационных механизмов, позволивших, с одной стороны,
староверам интегрироваться в местные сообщества, а с другой –
сохранить свою культурную самобытность, свои религиозные
традиции, более того, постоянно изыскивать новые формы,
способствующие сохранению и развитию культуры в условиях
глобализации. Такие исследования могут быть полезными
специалистам, занимающимся вопросами национально-культурной
политики с целью оптимизации межкультурных отношений»,
– Татьяна Дронова говорит о
важности изучения традиционного наследия
крестьян-староверов.

Усть-Цильма бережёт древнюю Русь

На фото хороводный праздник «Горка»

Как исследования северорусской культуры староверов помогают
углубить представление о народной культуре?

«Издание этнографических работ адресовано не только специалистам,
занимающимся в этой области исследований или смежных гуманитарных
дисциплин. Область применения значительно шире: это и
использование материалов в музейной, образовательной
деятельности. В частности, мои работы ориентированы и на рядового
читателя, интересующегося русской народной культурой. Свои книги
я издаю в красивом оформлении, со множеством фотографий, чтобы
читателю было проще погружаться в изучаемую культуру. И, наконец,
выход моих книг всегда ожидают в Усть-Цилемском районе – где я
провожу свои исследования. При опросе населения, мне понятно, что
молодежь интересуется историей и традициями своего края. Приятным
моментом для меня был выход книги о традиционной одежде
усть-цилемских староверов, где было представлено полное описание
одежды, даны технологические прорисовки ее изготовления. И ныне
возобновлено шитье двух видов одежды. Меня, как
специалиста, это очень радует, что культуру сохраняют на
местах не только естественно транслируемым способом, но и с
помощью научных исследований. В этом есть и мой вклад».

Что касается научно-исследовательского охвата духовной культуры
русского старообрядчества, по словам
Дроновой
, следует говорить, о том, что «староверие
изучается всесторонне, но это вопрос времени – многое кануло в
лету и какие-то культурные пласты сложно реконструируемы». 

Обращение современного человека к традиционной культуре (на
примере северорусской культуры староверов) способствует
формированию интереса к этнографии? 

Усть-Цильма бережёт древнюю Русь

На фото Обетный крест староверов в д. Скитская (Усть-Цилемский р- н, Республика Коми)

«Если вернуться к изучаемой мной культуре, то староверов,
которых называли не иначе как «еретики» или «фанатики», издание
трудов ободрило и придало новый импульс к сохранению культуры, ее
популяризации. Приезд исследователей, кинематографистов вызывает
душевный подъем не только у возрастных людей – носителей
традиций, но и у молодежи. В 1970-е годы именно ученые и
документалисты помогли сохранить народный праздник «Горка»,
который находился под запретом властей в Усть-Цилемском районе.
Поэтому вклад ученых велик в деле сохранения традиций и
приобщения к ним молодого поколения. Ныне этот хороводный
праздник включен в современную культурную среду, а летние
празднования объединены в названии «Усть-Цилемская Горка» и
являются важнейшим фактором консолидации и самоидентификации
русских, проживающих более четырех столетий в условиях
иноэтничного окружения», – считает Татьяна
Дронова.

Ученые Коми НЦ УрО РАН собирают данные не только о бытовом укладе
и фольклорных традициях крестьян-староверов, но конечно, об их
религии. Отношение органов власти к древлеправославию изменилось
уже в постсоветское время: появилась возможность государственной
регистрации и легальной деятельности старообрядческих общин.

Усть-Цилемский район является влиятельным регионом
распространения древлеправославной веры на территории Севера.
По замечанию Татьяны Дроновой,
«Печорский край известен тем, что там действовали Великопоженский
и Омелинский скиты – духовные центры, благодаря которым
староверие распространялось на европейском Северо-Востоке.
Действовали мастерские по переписыванию книг и их реставрации, в
скитах обучали грамоте. Усть-Цилемская волость – окраинное место,
характеризующееся труднодоступностью. Все это способствовало
сохранению и упрочению староверия на Европейском Севере».

Усть-Цильма бережёт древнюю Русь

На фото прихожане в староверческом храме в с. Усть-Цильма в 2012 г.

Исследовательский интерес этнографа Татьяны Дроновой направлен,
прежде всего, на ознакомление с этноконфессиональной группой
русских староверов-беспоповцев (поморцев), проживающих в
Усть-Цилемском районе Республики Коми («устьцилёмы»). Чем это
вызвано? Ученый пояснила: «Изучение
культуры староверов Усть-Цильмы, как собственно и других
регионов, находилось под запретом и лишь в постсоветский период
начались активные исследования. Мой выбор был обусловлен двумя
факторами: это культура, в которой я родилась, и её
неизученность. Поэтому рассказывать и писать о культуре, которую
не только знаешь, но чувствуешь изнутри – это очень приятное дело
жизни».

В чем специфические черты традиции культуры староверов,
проживающих на территории Севера, в частности, в селе
Усть-Цильмы?

Усть-Цильма бережёт древнюю Русь

На фото участница «старообрядческих чтений» в с. Усть-Цильма, 2018 г.

Как отмечает Татьяна Дронова,
«староверы России, длительный период находились в условиях
изгнания. Уходили на окраины страны и за ее пределы. Интегрируясь
в местные сообщества, они сохраняли прежде всего конфессиональные
традиции – двухперстный крест, староцерковные книги, иконы. И
вместе с тем сохраняли народные обряды, которые регулировали их
повседневную и праздничную жизнь. У усть-цилемских староверов
гордость вызывают летние празднования «Горка» и «Петровщина», к
дням проведения которых съезжаются любители и почитатели старины.
Там до сих пор женщины носят традиционную одежду: возрастные
полный комплекс (повседневную, молитвенную, праздничную), в
гардеробе молодых женщин имеется как современная, так и народная
праздничная одежда. Изыскиваются новые формы приобщения молодежи
к конфессиональной, народной культурам. При общеобразовательных
школах действуют этнокружки, где дети обучаются чтению на
старославянском. В Усть-Цилемском районе действует уникальный
проект «Родовой дом», в котором участвуют семьи, создаются
семейные музеи. Проект объединяет людей: сообща расписывается
генеалогия, собирают сведения о представителях рода, устьцилёмы
издают книги о своих родах. И, конечно, во всем этом участвуют
дети».

Как итог многолетних исследований и сбора материала по этнографии
в прошлом году вышла научная монография Татьяны Дроновой
«Религиозный канон и народные традиции староверов
Усть-Цильмы: формирование, сохранение, эволюция»
, в
которой освещены различные аспекты культуры: формирование
духовных центров и деятельность скитов, распространение
староверия в Печорском крае. Отдельно рассмотрена общинная жизнь
и деятельность наставников, роль семьи в деле сохранения и
транслирования традиций, календарная обрядность. Книга рассчитана
на широкий круг читателей, как специалистов, так и всех
интересующихся русской народной культурой.

Изучение устройства традиционной усть-цилемской семьи и
реконструкция их различных обрядов помогают ученым-этнографам
определить ценностные ориентации нижнепечорских староверов
(русских поморцев). Главными установками института семьи в
культуре староверов Усть-Цильмы были сплоченность и
организованность. Как правило, староверческие семьи всегда были
многодетными и поэтому активно поддерживали родственные
отношения. Трудовые, обрядовые и фольклорные традиции
(праздничное общение, гуляния, песни) укрепляли устои и семейные
связи староверов.

Как им удалось сохранить свои традиции по настоящее время,
учитывая социально-экономические и политические факторы?

По мнению Татьяна Дроновой, «в
советский период староверие сохранялось главным образом в семьях.
Общины были разрознены, требоисполнение совершалось группами
молящихся тайно. Старшее поколение следило за соблюдением
духовных начал – это приобщение к вере через крещение и
соблюдение второго важнейшего таинства – покаяние. В семьях
всегда молились, поддерживали духовные традиции и младшее
поколение усваивало эту систему знаний и представлений. Здесь
следует подчеркнуть, что староверам присущ высокий уровень
самосознания и понимания важности сохранения культуры своих
предков».

Узнавая образ жизни, обычаи, систему ценностей, самобытность
северных поморцев, формируется понимание необходимости бережного
отношения к культурно-историческим местам в контексте
национального богатства страны.  Пробуждение интереса и
приобщение к традициям предков (как у жителей Усть-Цильмы
Республики Коми) является показательным примером умения ценить
многовековой опыт своего народа.

Источник: scientificrussia.ru